АСТАНА. В новом учебном году в школах некоторых регионов Казахстана мусульманские платки на головах девочек стали одним из самых спорных вопросов, сообщает Радио Азаттык.

 

Суд, рассмотревший дело между школьной администрацией, которая опирается на приказ министерства о единой школьной форме, и верующими родителями, признал законным требование учебных заведений. Десятки учениц в ряде регионов страны были вынуждены пропустить две учебные четверти.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА

К окончанию второй учебной четверти, или первого полугодия, десятки учениц общеобразовательных учебных заведений Казахстана не посещают занятия из-за неутихающего спора вокруг ношения платков в школах. Осенью этого года причиной спора между родителями и школьной администрацией в Актюбинской, Западно-Казахстанской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях стал приказ министра образования № 26 от 14 января 2016 года «Об утверждении требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования».

Администрация школ, которая придерживается требований приказа, запрещающего ношение одежды с элементами религиозной атрибутики, не разрешила приходить девочкам на занятия в платках. Согласно правилам, школьная форма включает в себя пиджак, жакет, брюки, рубашку, юбку, классическую блузу (зимний вариант формы: трикотажный жилет, сарафан, водолазка). Эти требования к школьной форме должны выполнять все общеобразовательные учебные заведения в Казахстане вне зависимости от форм собственности.

Между тем родители детей, которые носят платки, считают, что «министерство образования ограничивает их конституционные права».

В начале сентября десятки родителей из города Жанаозен сообщили Азаттыку, что 60 учениц не допущены к занятиям из-за ношения платков.

Ранее Азаттык писал, что в городе Шалкар Актюбинской области и Мактааральском районе Южно-Казахстанской области повторилась такая же ситуация.

После завершения первой учебной четверти более 60 жителей Актюбинской и Западно-Казахстанской областей обратились в Есильский районный суд Астаны с заявлением признать незаконным пункт 13 приказа министра образования и науки Казахстана от 14 января 2016 года № 26 «Об утверждении требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования» – как противоречащий нормам Конституции и статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. По информации представителя истцов из Актобе Миржана Габдуллина, только в Уральске 78 девочек не ходят в школы из-за спора вокруг ношения платков.

Есильский районный суд 20 декабря вынес решение об отказе в удовлетворении иска родителей. По словам Миржана Габдуллина, родители не согласны с решением суда и намерены подать апелляционную жалобу. Он говорит, что на судебном процессе по делу «о ношении платков» в Астане никто из представителей Казахстанского бюро по правам человека и офиса уполномоченного по правам человека при президенте Казахстана не присутствовал.

28 ноября Уральский городской суд отказал в удовлетворении гражданского иска Асета Султана, отца первоклассницы средней общеобразовательной школы № 7, который добивался разрешения на посещение его дочерью уроков в платке. В Уральский суд с аналогичными исками обратились ещё несколько родителей.

К моменту завершения в казахстанских школах второй учебной четверти десятки школьниц в разных регионах страны не посещают занятия из-за спора вокруг вопроса о ношении платков. На сегодняшний день около 20 казахстанских школьниц, которым не разрешают посещать школу из-за ношения платков, получают дистанционное образование на платной основе в школах России.

МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ

Ранее заместитель председателя комитета по делам религий министерства по делам религий и гражданского общества Еркин Онгарбаев в интервью Азаттыку говорил, что «родители, которые заставляют так одеваться детей, не совсем правы».

Родители хотят защищать их права, но они в большей степени защищают свои права, а не права девочек.

По мнению чиновника, для детей в этой ситуации есть и психологические моменты – «они чувствуют себя оторванными от других: все ходят в школьной форме одежды, а они ходят в платках», и это не очень хорошо.

– Если в масштабах страны посмотреть, тех, кто носит платки в школах, – это 0,15 процента от всего населения – их мизерное, малое количество этих девочек. Родители хотят защищать их права, но они в большей степени защищают свои права, а не права девочек, – говорит Еркин Онгарбаев.

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, в отношении родителей, чьи дети не соблюдают школьную форму, могут быть применены меры административного наказания.

«СЛОЖНЫЙ ВОПРОС»

Казахстанский правозащитник Евгений Жовтис говорит, что «спор вокруг ношения платков является сложным вопросом».

– С одной стороны, мы имеем дело со светской школой, а с другой – с родителями, которые имеют право воспитывать своих детей в духе той религии, которой они придерживаются. Платок – это часть этой религии. С этой позиции требование родителей кажется вполне уместным. Однако международная практика стран Европы, в частности Франции, показывает, что эту проблему все страны решают по-разному, исходя из доминирующих в этой стране представлений, исходя из светского характера государства. То есть государство говорит, что в рамках обучения религии в духовных заведениях разрешается следовать существующим канонам. Однако в общегражданском образовании, стандарты которого устанавливает государство, будут действовать определенные правила, в том числе и в части школьной формы, – говорит он.

Комментируя спор вокруг ношения платков, Жовтис отмечает, что здесь «сложно говорить о нарушении прав человека». Он скептически относится к возможности победы родителей в суде.

– Сейчас родители, пройдя всю казахстанскую судебно-правовую систему, обратятся в Комитет ООН по правам человека. Там точно так же, как в свое время обращались мусульмане Франции в Европейский суд по правам человека, не дадут однозначной трактовки. Этот вопрос могут и не рассматривать как дискриминацию, как элемент общих правил светских государств, общегражданских школ. Государства же не устанавливают эти правила для религиозных учебных заведений, и я бы не сказал, что родители стопроцентно выиграют это дело у государства, – говорит Евгений Жовтис.

Поделиться
  • gplus
  • pinterest