Тамара Калеева, президент международного фонда защиты свободы слова «Әділ Сөз»

К сожалению, тенденции в сфере свободы слова не радуют. В прошлом было запрещено около 40 СМИ (газеты «Республика», «Власть», сайты) с грубейшим нарушением национального законодательства, не говоря уж о международных принципах. Мы думали, что это связано исключительно с политической борьбой, с Мухтаром Аблязовым, и этим «разгромом» его изданий все закончится. Но практика 2013-го года показывает, что борьба с инакомыслием продолжается. Как всегда, много обвинений в клевете, в унижении чести и достоинства. Сейчас под абсолютно неубедительными (по крайней мере для западных стран) предлогами, уничтожаются последние сохранившиеся независимые издания. Сегодня мы подготовили обращение Государственному секретарю РК Марату Тажину, где перечисляется недостойная демократического государства практика. Под предлогом невыполнения формальных условий, касающихся публикации выходных данных, приостановлена «Новая газета». Первый ее номер вышел в апреле этого года. Также на три месяца приостановлена «Правдивая газета». Под аналогичными предлогами по инициативе акимата, то есть исполнительной власти, приостановлена «Правда Казахстана». Я думаю, что со дня на день будет приостановлена газета «Трибуна», из-за того, что редакция не написала официальное письмо в акимат об уходе издания в отпуск. Эти предлоги никого не убеждают. В апреле «Правдивая газета» выпустила первый номер: отпечатали тираж в типографии, ночью отвезли его оптовым распространителям, чтобы утром отдать на реализацию. Однако рано утром пришел сотрудник отдела внутренней политики акимата Алматы с готовым протоколом о конфискации издания, потому что в выходных данных, на последней страничке, не была указана периодичность выхода. Мы задались вопросом: «А откуда они узнали, что в газете нет этих сведений, если газета еще не вышла?». Получается, идет цензура на уровне типографии. Это был первый суд над газетой. Тогда был конфискован тираж, а на редактора был наложен штраф. Прошло несколько месяцев, и в июле газета также совершила ошибку. У них было напечатано, что тираж восемь тысяч, а они издали семь тысяч. Из-за этого их опять приостановили на три месяца. Мы снова обратились в отдел внутренней политики акимата. В протоколе было написано, что акт сверки накладных документов типографии показывает, что отпечатано меньше, чем написано в газете. А зачем же обратились в типографию и стали сверять накладные? Газет-то очень много! Нам объяснили, что на сайт акима (исполнительная власть теперь очень продвинутая) поступило письмо читателя, который пожаловался, что он нигде не может купить «Правдивую газету» и предположил, что редакция занижает тираж. Мне кажется, что если читатель не может купить газету, он обращается к распространителям или звонит в редакцию, а не делает такое очень специфическое предположение. Письмо читателя на сайте мы не нашли. На это нам ответили, что все обращения проверяем сразу, а публикуем потом. Вот такие у нас изысканные чиновники сидят в акимате! Газета коммунистов «Правда Казахстана» уже была приостановлена в этом году на три месяца. Сейчас начинается новый суд. А если газета однажды была приостановлена, закон позволяет ее просто закрывать. А там предлог еще смешнее: у них написано «учредитель издания», а нужно писать «собственник издания». То есть это юридические тонкости, которые не интересны читателю и никак не влияют на государство и общество. Мы проводим анализ с провластными изданиями. То, что позволено им, не позволено оппозиционным СМИ. Мы их предупреждаем, что они «под колпаком», и все технические нюансы должны соблюдаться. Но производственный процесс есть производственный процесс, и всякое может быть. Но радует, что журналисты все-таки в этих условиях продолжают бороться за право работать. Вместо газеты «Трибуна», которую скорее всего закроют, будет выходить новое издание. Эта технология не ноу-хау. Она отработана газетами «Дат» и «Республика». Газета «Дат», которая сейчас называется «Общественная позиция», издается с 1998 года. За эти годы она меняла название более десяти раз. Под названием «Дат» она существовала менее года. Ее сразу просто разорили. Для 98-го года иск в 35 миллионов тенге был просто неслыханным и немыслимым. Это было однозначное решение, направленное на уничтожение издания. Но тем не менее, меняя названия, газета выходит до сих пор. В 2006 году у нас был министр информации, бывший оппозиционер Ермухамед Ертысбаев. Он попытался эту практику прекратить. По его инициативе были введены изменения в «Закон о СМИ». То есть у нас по закону можно закрыть газету по решению собственника или суда. Но в том же законе министерству предоставлено право отзывать свидетельство о регистрации. То есть тоже закрывать газету. И ранее в законе было указано, что если газета не издается в течение 6 месяцев, то министерство отзывает свидетельство. Ермухамед Ертысбаев ужесточил правило и сократил срок до 3 месяцев. Поэтому издания, которые хотели иметь резервные свидетельства о регистрации, были вынуждены печатать газету раз в 3 месяца, чтобы сохранить это свидетельство. Продолжение следует.
Поделиться
  • gplus
  • pinterest

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку "Оставить комментарий", вы соглашаетесь с правилами комментирования