Фото: DailyNews.kz

Алматинский театр ARTиШОК к августу собрал с помощью краудфандинга два миллиона тенге на строительство своей новой площадки – Большой сцены.

 

Это 70% от суммы, которую театр планировал получить по результатам кампании на сайте start-time.kz, оставшуюся сумму рассчитывают собрать до конца месяца.

На неделе артишоки обратились к своим друзьям и коллегам за рубеж: никто не может спрогнозировать, откуда в итоге придет помощь. Так, в прошлом сезоне, когда театр пытался собрать средства при помощи краудфандинга на новую систему вентиляции, спонсором стал бизнесмен из Новосибирска, которому так нравятся спектакли худрука ARTиШОКа (а на тот момент еще и главрежа новосибирского «Старого дома») Галины Пьяновой, что он решил поддержать ее театр.

Между тем, результат краудфандинговой акции ARTиШОКа этого года – едва не самый крупный с появления народного финансирования культурных проектов в стране. Среди прочих известных проектов, которые обязаны своим существованием не спонсорам, грантам и госбюджету, а простым казахстанцам – книга «Казахские сказки» (собрано полмиллиона тенге), альбом рок-группы «Лампы Оркестра» (собрано 1,2 миллиона тенге), фильм Каната Бейсекеева «Бала» (собрано 5 тысяч долларов, при этом около 30% суммы пожертвовали жители США, где снимался фильм).

В соседних странах с краудфандингом в области культуры тоже не все просто. Почти год назад в Минске выпустили спектакль «Опиум» - совместная работа режиссера Саши Марченко и драматурга Виталия Королева. Это был первый белорусский спектакль, поставленный на пожертвования зрителей – на платформе ulej.by создатели «Опиума» собрали 4,5 тысячи белорусских рублей (чуть больше двух тысяч долларов), которых хватило на постановку.

А вот московский Театр.DOC на краудфандинге живет постоянно. На сайте театра есть вкладка с инструкцией, как поддержать его рублем – как текущую работу команды, так и конкретный проект. Когда DOC собирает деньги на производство спектаклей, обычно эта сумма составляет около 50 тысяч рублей – документальная драма технически не требует крупных вложений.

О крупной сумме идет речь, например, если вспомнить о фильме «Двадцать восемь панфиловцев» Андрея Шальопы и Кима Дружинина – поначалу авторы идеи собирали средства для съемок на краудфандинговой платформе, и им удалось заработать таким образом 3 миллиона рублей – это самое большое пожертвование в истории российского кино. Но затем к проекту подключились инвесторы, в том числе российское и казахстанское минкультуры, и в итоге народное финансирование составило только около 10 процентов от общего бюджета ленты.

В Казахстане в области кино показательным можно назвать историю с краудфандингом на фильм «Казахское ханство», который был в большей степени имиджевым проектом, нежели реальным способом привлечения денег в проект. В результате, официально было объявлено о том, что краудфандинг принес проекту 1,2 миллиона тенге, на счетчике на сайте значится цифра в 101 миллион тенге. Снят фильм «Казахское ханство. Алмазный меч» в итоге был за 2 миллиарда тенге, и для этой суммы что один миллион, что сто общественных денег – вклад невеликий.

Интересно, что в мире, несмотря на всю серьезность проектов, на которые собирают деньги краудфандингом (а это, помимо музыки, литературы, театра и кино может быть наука, медицина, технологии и много другое), на передний план выходит импульс и чувство юмора. Самая, пожалуй, известная в мире кампания по сбору средств – «Картофельный салат» американца Зака Брауна. Он шутки ради открыл сбор на портале Кикстартер, чтобы пользователи пожертвовали ему 10 долларов на приготовление салата. В итоге кампания закрылась суммой около 60 тысяч долларов.

Юмор помогает и ARTиШОКу. Один из недавних постов в Фейсбуке театр снабдил призывом: «Сделай свой вклад в электрическую проводку, если чуешь нерв». На что алматинский кино- и театральный режиссер Виктор Немченко написал в комментарии: «куда лучше, чем «еслитебенебезразличныкультурасискуством» Не надо делать серьезного лица. В проводку я вложусь».

Краудфандинг в Казахстане – это серьезно. Но не очень.

Поделиться
  • gplus
  • pinterest

Автор

Ольга МАЛЫШЕВА

театровед и драматург

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку "Оставить комментарий", вы соглашаетесь с правилами комментирования