НУР-СУЛТАН. Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов на заседании правительства РК доложил о ценах на социально значимые продовольственные товары, передает DailyNews.kz со ссылкой на пресс-службу главы кабмина.

 

Как отметил Б. Султанов, с начала октября по 12 ноября цены на социально значимые продовольственные товары увеличились на 1,1%. При этом несмотря на сезон уборки урожая, наблюдается около 10%-ный рост цен на ряд товаров.

Так, крупа гречневая увеличилась в цене на 46,3%, с начала года на 62,9%; рис — на 0,7%, с начала года на 32,3%; мука — на 10,2%, с начала года на 27,8%.

Снижение цен с октября по ноябрь наблюдается по следующим товарам: масло подсолнечное — на 0,4%, картофель — на 3,4%, морковь на 4,5%, лук — на 5,8%, капусту — на 7,7% и сахар — на 7,9%.

Максимальный рост цен на социально значимые продовольственные товары с начала года наблюдается в Атырауской (13,5%), Павлодарской (12%) областях, г. Нур-Султан (11,8%), Жамбылской и Актюбинской (11,4%) областях.

«При этом отмечается превышение пороговых значений более чем на 15% во всех регионах в основном на овощи, мясо, хлеб и гречку. Наибольшее количество социально значимых продовольственных товаров с превышением пороговых значений зафиксировано в городах Кызылорда, Шымкент и Туркестан — 6 товаров, это овощи мука, хлеб и говядина. В городах Алматы, Актобе, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Жамбылской областях — 5 товаров», — проинформировал министр.

С целью принятия оперативных мер по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары в период межсезонья и сглаживания возможных спекулятивных скачков, еще в мае 2018 года акиматы были наделены функцией по регулированию цен на социально значимые продовольственные товары. Однако, как отметил Б. Султанов, сегодня на деле данная функция акиматами не используются.

Результаты анализа для определения причины роста цен

Во-первых, основными причинами роста цен остаются наличие на продовольственном рынке большого количества дистрибьюторов с разными торговыми наценками и других неэффективных посредников, несоблюдение условий хранения, отсутствие налаженных каналов доставки. В результате, наблюдается значительный рост цен на отдельные товары.

Во-вторых, рост объема экспорта. За счет этого повышаются цены на импортные товары. Так, в текущем году в стране гречка существенно подорожала вследствие сокращения посевных площадей на 30%. Кроме того, в РФ также наблюдается рост цен, в связи минимальным урожаем за 5 лет.

Рост цен на рис наблюдается в связи с возросшим спросом на казахстанский рис со стороны Узбекистана и Туркменистана. Таким образом, экспорт в данные страны вырос в 22 раза. В РФ цены на рис выросли на 14%, то есть в нашей валюте с 368,5 тг/кг до 420,2 тг/кг.

«Однако при проведении анализа межрегиональных поставок товаров мы столкнулись с тем, что акиматы зачастую не знают, что производится в их регионах и откуда завозятся», — отметил Б. Султанов.

Как показывает анализ, корреляция по большинству товаров составляет более 90%. В связи с открытостью торговых границ в рамках ЕАЭС на фоне роста цен в России растут и цены, и объемы экспорта.

«Вместе с тем, по всем продовольственным товарам цены в России существенно выше наших, что толкает внутриказахстанские цены вверх», — подчеркнул министр.

О принимаемых мерах по сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары

Как отметил Б. Султанов, Министерством торговли и интеграции совместно с Министерством сельского хозяйства и местными исполнительными органами проводится работа по сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары и поэтапному устранению причин их роста. В частности, разработаны различные механизмы сдерживания цен. Основным механизмом стабилизации цен сегодня является деятельность стабилизационных фондов.

Объем продтоваров всего 45 тыс. тонн, что составляет менее 3% от потребности населения в регионах. При этом, несмотря на низкий объем закупа, 12 регионов из 17 держат на депозитах в БВУ 2,7 млрд тенге, выделенных стабфондам. По сути эти деньги выделены на содержание социальных продкорпораций в регионах.

«Для полноценного воздействия на ценообразование социально значимых продовольственных товаров необходимо увеличить закуп стабфондов до 15-20% от потребности населения», — пояснил Б. Султанов.

Кроме этого, Б. Султанов рассказал об альтернативных механизмах по сдерживанию цен, которые не требуют объемного бюджетного финансирования.

Во-первых, реализуется «оборотная схема» — льготные займы торговым сетям со встречными обязательствами реализации социально значимых продовольственных товаров по фиксированной цене. В текущем году «оборотная схема» реализуется в четырех пилотных регионах.

Так, в г. Алматы заключен договор с ТОО «Magnum» на 1,5 млрд тенге, но при этом до сих пор не утверждены региональные правила, что ставит под угрозу работу акимата по стабилизации цен.

В гг. Нур-Султан, Кызылорда и Костанай, несмотря на имеющиеся бюджетные средства (средства СПК), до сих пор не заключены договоры с торговыми сетями и реальная работа по снижению цен акиматами не проводится.

7 регионов до настоящего момента не утвердили региональные правила, в связи с чем они не могут использовать ни «оборотную схему», ни упрощенный механизм работы Стабфондов.

Во-вторых, учитывая дефицит складских помещений современного формата, социальные продовольственные корпорации имеют возможность осуществлять форвардные закупы СЗПТ.

«Учитывая, что основной причиной роста цен являются перекупщики, для нас важно создание современной инфраструктуры торговли и хранения товаров», — сказал Б. Султанов.

В этой связи, начато строительство оптово-распределительных центров, которые будут предоставлять услуги производителям по хранению, упаковке, сбыту и транспортировке продуктов питания. 

К примеру, сегодня завершается строительство оптово-распределительного центра в г. Караганде. На сегодняшний день в Жамбылской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях создаются аналогичные объекты, но они должны соответствовать стандартам ОРЦ Карагандинской области.

«16 ноября т. г. мы также законодательно закрепили понятие оптово-распределительного центра и компетенцию Министерства торговли и интеграции на утверждение требований к ним. Сейчас мы активно прорабатываем новые требования к оптово-распределительным центрам совместно с Министерством сельского хозяйства и Азиатским Банком Развития», — проинформировал Б. Султанов.

Создана возможность получения кредита для строительства оптово-распределительных центров в рамках «Экономики простых вещей» и получения субсидий в рамках «ДКБ-2020».

Для повышения инвестиционной привлекательности оптово-распределительных центров нами предлагается отнести строительство ОРЦ к инвестиционным приоритетным проектам.

По предварительным расчетам объем требуемых инвестиций на строительство регионального ОРЦ составляет порядка 5,8 млрд тенге.

Поделиться
  • gplus
  • pinterest